Государственное учреждение дополнительного образования «Борисовский центр экологии и туризма»

Государственное учреждение дополнительного образования «Борисовский центр экологии и туризма»

телефон: +375177980352
email: ecoturcentr@rooborisov.by
г.Борисов, ул.Республиканская,4

АЛГОРИТМ межведомственного взаимодействия по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель председателя

Борисовского райисполкома

А.Ф.Копикова

________________________

декабрь 2021 года

 

АЛГОРИТМ

межведомственного взаимодействия по оказанию помощи семьям,
находящимся в трудной жизненной ситуации,

в соответствие с Модельной программой по организации деятельности
территориальных центров социального обслуживания населения в рамках
оказания услуги социальный патронат.

1. Взаимодействие государственных органов и организаций по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на уровне г. Борисова и Борисовского района организуется в соответствии с настоящим Алгоритмом, которым определен порядок действий участников межведомственного взаимодействия при оказании комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Участниками межведомственного взаимодействия являются:       

государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района» (далее - ГУ «ТЦСОН Борисовского района»);

управление по образованию Борисовского районного исполнительного комитета (далее - УО Борисовского РИК);

координационный совет по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18;

учреждение здравоохранения «Борисовская центральная районная больница» (далее - УЗ «Борисовская ЦРБ»);

управление по труду, занятости и социальной защите Борисовского районного исполнительного комитета (далее - УТЗиСЗ Борисовского РИК);

комиссия по делам несовершеннолетних Борисовского районного исполнительного комитета (далее - КДН Борисовского РИК);

другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации (в том числе общественные).

3. При оказании помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации участники межведомственного взаимодействия руководствуются Модельной программой по организации деятельности территориальных центров социального обслуживания населения в рамках оказания услуги социальный патронат (разработанную с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей, находящимися в социально опасном положении»).

4. Участники взаимодействия осуществляют обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме. Условием обмена информации является соблюдение конфиденциальности персональных данных получателей услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5. Координационный совет по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 принимает одно из следующих решений:

5.1. признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

5.2. отказать в признании ребёнка (детей) находящимся в социально опасном положении с указанием причин такого отказа;

5.3. рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством в ГУ «ТЦСОН Борисовского района». При направлении семьи за получением социальных услуг письменно информирует об этом специалистов Центра.

6. Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимает одно из следующих решений:

6.1. обратиться в координационный совет по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

6.2. рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством в ГУ «ТЦСОН Борисовского района». При направлении семьи за получением социальных услуг письменно информирует об этом специалистов Центра, предоставляет результаты проведенного социального расследования в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

6.3. информировать управление по образованию об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребёнка (детей) в семье.

7. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района»:

7.1. при обращении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, специалисты Центра работают с семьей в соответствии с п.V и п.VI Модельной программы по организации деятельности территориальных центров социального обслуживания населения в рамках оказания услуги социальный патронат;

7.2. запрашивает в установленном порядке необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства, учреждений образования в отношении несовершеннолетних и их законных представителей в целях эффективной организации работы по социальному патронату семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

7.3. не позднее 14 рабочих дней со дня получения информации о семьях,  находящихся в трудной жизненной ситуации, направляет в совет профилактики либо в  координационный совет информацию об оказании социальных услуг в соответствии с законодательством.

8. Управление по образованию:

8.1. по запросу ГУ «ТЦСОН Борисовского района» предоставляют перечень мероприятий для включения в индивидуальный план сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

8.2. участвуют в реализации индивидуального плана сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в пределах своей компетенции.

9. Учреждение здравоохранения «Борисовская ЦРБ»:

9.1. по запросу ГУ «ТЦСОН Борисовского района»» предоставляют перечень мероприятий для включения в индивидуальный план сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

9.2. участвуют в реализации индивидуального плана сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в пределах своей компетенции.

10. Управление по труду, занятости и социальной защите участвует в реализации индивидуального плана сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в пределах своей компетенции.

11. Другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по запросу  ГУ «ТЦСОН Борисовского района» принимают участие в реализации индивидуального плана сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в пределах своей компетенции.

 

Директор ГУ «ТЦСОН

Борисовского района»                                                      О.В.Копыток

 

Начальник управления по образованию

Борисовского райисполкома                                           И.М.Садовская

 

Главный врач
УЗ «Борисовская ЦРБ»                                                    А.А.Дрозд

 

Начальник управления по труду,

занятости и социальной защите

Борисовского райисполкома                                           Е.Л.Яночкин

 

Заместитель председателя комиссии

по делам несовершеннолетних

Борисовского райисполкома                                           В.В.Ерохина

 


Алгоритм

межведомственного взаимодействия
по оказанию помощи жертвам насилия в семье

  1. Организация межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье

Взаимодействие государственных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, органов внутренних дел по оказанию помощи жертвам насилия в семье в Борисовском районе организуется в соответствии с настоящим Алгоритмом межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье (далее - Алгоритм), которым определен механизм взаимодействия должностных лиц, а также порядок действий при оказании помощи жертвам насилия в семье.

Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Гражданин, пострадавший от насилия в семье - гражданин, который заявил, что в отношении него близким родственником, супругом (супругой), бывшим супругом (супругой) либо иными гражданами, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство были совершены действия физического, психологического, сексуального характера, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания, и предназначено для предоставления гражданам услуги временного приюта.

Цель межведомственного взаимодействия - оказание комплексной, своевременной помощи жертвам насилия в семье.

Участники межведомственного взаимодействия:

управление по труду, занятости и социальной защите Борисовского райисполкома (далее - органы по труду);    

государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района» (далее - ТЦСОН);

районное  управление внутренних дел Борисовского райисполкома (далее - РУВД);

учреждение здравоохранения «Борисовская ЦРБ» (далее - учреждение здравоохранения);                                                                              

управление по образованию Борисовского райисполкома, учреждения образования района (далее - органы и учреждения образования);

иные государственные органы (организации), общественные объединения и религиозные организации, участвующие в процессе оказания помощи жертвам насилия в семье.

Задачи межведомственного взаимодействия:

профилактика насилия в семье;

выявление случаев насилия в семье;

мотивирование граждан, пострадавших от насилия в семье, на получение помощи и направление в государственные органы и организации в соответствии с компетенцией;

оказание помощи жертвам насилия в семье;

организация и проведение информационной кампании, направленной на предупреждение насилия в семье, формирование в обществе нетерпимости к насилию.

Для координации межведомственного взаимодействия на уровне района создается межведомственный совет в составе:

заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации ТЦСОН (возглавляет межведомственный совет);

старший инспектор профилактики ООПП Борисовского РУВД;

заместитель главного врача учреждения здравоохранения «Борисовская ЦРБ»;

директор ГУО «Социально-педагогический центр Борисовского района»;

начальник отдела содействия трудоустройству управления по труду, занятости и социальной защите Борисовского райисполкома;

председатель Борисовской районной организации БОКК.

   План работы межведомственного совета утверждается ежегодно. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности межведомственного совета осуществляет ТЦСОН.

  1. Порядок действий специалистов ТЦСОН

При оказании помощи жертвам насилия в семье ТЦСОН осуществляет свою деятельность в соответствии с:

Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3   «О социальном обслуживании»;

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г.№ 18 «О дополнительных мерах по государственной защита детей в неблагополучных семьях» (далее - Декрет № 18);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Информация о лице, пострадавшем от насилия в семье, может поступить в ТЦСОН из следующих источников:

от самого лица при самостоятельном обращении в ТЦСОН за помощью;

от органов по труду, РУВД, органов и учреждений образования, учреждений здравоохранения в виде подписанного согласия о передаче информации о насилии в семье (далее – информированное согласие) в ТЦСОН (по форме согласно приложению к Алгоритму), в виде сведений государственных органов (организаций), общественных объединений и религиозных организаций.

    1. При обращении за помощью (консультацией) по телефону

Выявление насилия в семье может происходить при анонимном обращении в ТЦСОН по телефону («экстренной психологической помощи»). В случае, если человек сообщает о том, что переживает насилие в семье, специалист ТЦСОН:

  1. Оказывает экстренную психологическую помощь.
  2. Мотивирует на очное обращение за помощью в РУВД, ТЦСОН.
  3. Предоставляет информацию, куда жертва насилия в семье может обратиться за помощью:

сообщает адрес, контактные телефоны, время работы ТЦСОН,

адреса и контактные номера телефонов учреждений здравоохранения, куда жертва насилия в семье может обратиться за медицинской помощью, а также для фиксации нанесенных телесных повреждений в первичной медицинской документации;

координаты РУВД;

информацию об иных государственных органах (организациях), общественных                                 объединениях   и религиозных организациях, оказывающих помощь жертвам насилия в семье.

  1. Консультирует по вопросам реализации прав граждан, пострадавших от насилия в семье.
  2. После завершения беседы в установленном порядке фиксирует информацию о телефонном обращении в журнале учета обращений.

Информация о жертве насилия в семье специалистами ТЦСОН передается другим участникам межведомственного взаимодействия в случае обращения жертвы насилия в семье с соответствующей просьбой,  а также в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 1 Декрета № 18).

    1. При обращении жертвы насилия в семье непосредственно в ТЦСОН
  1. Обращение фиксируется в установленном порядке в журнале регистрации обращений за оказанием услуги временного приюта.
  2. Заполняется анкета по идентификации пострадавшего от насилия в семье и выявлению его потребностей. Проводится первичная диагностика.
  3. Определяются виды и объем необходимой помощи.
  4. Составляется индивидуальная программа реабилитации пострадавшего от насилия (далее - индивидуальная программа реабилитации) в семье и назначается ответственный специалист за социальное сопровождение. До принятия соответствующего решения специалист, принявший обращение, считается специалистом, ответственным за сопровождение.

Дальнейшая помощь оказывается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Субъектам профилактики согласованная индивидуальная программа реабилитации направляется по факсу (системе межведомственного документооборота, нарочно) не позднее трех дней со дня обращения жертвы насилия в семье.

При необходимости, с целью комплексного сопровождения (в том числе межведомственного) пострадавших от насилия с гражданином может заключаться договор на предоставление услуги социальный патронат.

  1. Эффективность выполнения индивидуальной программы реабилитации рассматривается на заседании межведомственного совета.

При предоставлении услуги временного приюта в «кризисной» комнате, в соответствии с пунктом 1 Декрета № 18, ТЦСОН обеспечивает информирование органов и учреждений образования о семьях, в которых выявлена неблагоприятная для детей обстановка.

В «кризисную» комнату помещаются граждане, обратившиеся на добровольной основе.

Организация функционирования «кризисной» комнаты осуществляется в соответствии с положением о «кризисной» комнате.

Доступ в «кризисную» комнату обеспечивается круглосуточно в порядке, установленном директором ТЦСОН.

При заселении гражданин подписывает заявление о неразглашении места нахождения «кризисной» комнаты и согласие с правилами внутреннего распорядка «кризисной» комнаты.

Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Услуга временного приюта предоставляется на базе «кризисной» комнаты гражданам старше 18 лет. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания.

В период пребывания в «кризисной» комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

В целях обеспечения круглосуточного доступа в «кризисную» комнату операторы службы милиции «102» информируются о телефонах специалистов ТЦСОН, ответственных за оказание помощи пострадавшим от насилия в семье.

    1. При поступлении из РУВД, органов и учреждений образования, учреждений здравоохранения, органов по труду информированного согласия
  1. Информированное согласие, поступившее в ТЦСОН из РУВД, органов и учреждений образования, учреждений здравоохранения по факсу, по почте либо с использованием других технических средств подлежит регистрации в журнале регистрации информированных согласий.
  2. Специалист, ответственный за работу с информированными согласиями, в течение рабочего дня связывается с жертвой насилия в семье по телефону. Разговор специалиста должен состояться непосредственно с самой жертвой насилия в семье, информация через третьих лиц не передается. Задача специалиста - установление контакта с жертвой насилия в семье и приглашение в ТЦСОН для получения помощи.

Дата проведения телефонной консультации фиксируется в журнале регистрации информированных согласий.

При поступлении информированного согласия, в соответствии с пунктом 1 Декрета № 18, ТЦСОН обеспечивает информирование органов и учреждений образования о семьях, в которых выявлена неблагоприятная для детей обстановка.

  1. Порядок действий сотрудников РУВД

При оказании помощи жертвам насилия в семье РУВД осуществляет свою деятельность в соответствии с:

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Уголовным кодексом Республики Беларусь;

Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь;

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-3   «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;

Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. №122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;

Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г.  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

инструкцией о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 55;

приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 августа 1994 г. № 183/176 «О порядке учета граждан, обратившихся (поступивших) в лечебные учреждения с травмами, отравлениями или другими механическими повреждениями криминального характера»;

приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 12 июля 2011 г. № 250 «О дополнении регистрационной карточки единой государственной системы регистрации и учета правонарушений об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, реквизитом и порядке его заполнения»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Прием и регистрация заявлений, сообщений либо информации о происшествии осуществляется круглосуточно в подразделениях оперативно-дежурной службы РУВД независимо от территории обслуживания.

В случае, если гражданин сообщает о том, что переживает насилие в семье, сотрудники РУВД:

  1. осуществляют в установленном порядке прием и регистрацию заявления, при необходимости выбывают на место с целью выяснения обстоятельств происшествия;
  2. проводят необходимые процессуальные действия;
  3. при наличии травм и телесных повреждений мотивируют обратиться для получения медицинской помощи; при необходимости сопровождают жертву насилия в семье к месту оказания медицинской помощи, проведения судебно-медицинской экспертизы, в «кризисную» комнату;
  4. информируют жертву насилия в семье о возможности получения психологической помощи, услуги временного приюта в «кризисной» комнате и иных видов помощи в ТЦСОН, предоставляют, разработанный ТЦСОН, информационный буклет о государственных органах (организациях), общественных объединениях, религиозных организациях, оказывающих помощь в случае насилия в семье;
  5. мотивируют жертву насилия в семье на подписание информированного согласия;
  6. в случае подписания информированного согласия, указывают на нем свое имя, должность, наименование РУВД и в тот же день отправляют его по факсу или с использованием иных средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия предоставляется в ТЦСОН в течение трех рабочих дней по почте либо нарочно;
  7. в любом случае передают жертве насилия отрывной талон к информированному согласию с дополнительной информацией для пострадавших;
  8. в соответствии с пунктом 1 Декрета № 18 обеспечивают информирование органов и учреждений образования о семьях, в которых выявлена неблагоприятная для детей обстановка.
  1. Порядок действий медицинских работников организаций здравоохранения

При оказании помощи жертвам насилия в семье организация здравоохранения осуществляет свою деятельность в соответствии с:

Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435- XII  «О здравоохранении»;

Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-3   «Об оказании психиатрической помощи»;

Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 августа 1994 г. № 183/176 «О порядке учета граждан, обратившихся (поступивших) в лечебные учреждения с травмами, отравлениями или другими механическими повреждениями криминального характера».

В случае, если гражданин при обращении в учреждение здравоохранения, посещении его на дому сообщает о том, что переживает насилие в семье, а также в случае поступления информации о насилии от третьих лиц при посещении граждан на дому, медицинские работники:

  1. выясняют фамилию, имя, отчество жертвы насилия в семье, ее место жительства (место пребывания);
  2. описывают в медицинских документах подробный анамнез случая насилия в семье с описанием всех телесных повреждений и оказывают необходимую медицинскую помощь;
  3. в случае, если характер телесных повреждений и (или) объяснения жертвы насилия в семье свидетельствуют, что травма получена при обстоятельствах, влекущих уголовную или иную ответственность самого клиента или иных лиц, медицинские работники немедленно ставят об этом в известность оперативного дежурного РУВД по телефону 102 и делают соответствующую запись в журнале учета информации;
  4. мотивируют на обращение в РУВД для написания заявления о факте насилия в семье;
  5. информируют жертву насилия в семье о возможности получения психологической помощи, услуги временного приюта в «кризисной» комнате и иных видов помощи в ТЦСОН, предоставляют, разработанный ТЦСОН, информационный буклет о государственных органах (организациях), общественных объединениях, религиозных организациях, оказывающих помощь в случае насилия в семье;
  6. мотивируют на подписание информированного согласия;
  7. в случае подписания информированного согласия, указывают на нем свое имя, должность, наименование учреждения здравоохранения и отправляют его в тот же день по факсу или с использованием иных средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо нарочно предоставляется в ТЦСОН;
  8. в любом случае передают жертве насилия отрывной талон к информированному согласию с дополнительной информацией для пострадавших;
  9. в соответствии с пунктом 1 Декрета № 18 обеспечивают информирование органов образования о семьях, в которых выявлена неблагоприятная для детей обстановка.

 

  1. Порядок действий специалистов органов по труду

При оказании помощи жертвам насилия в семье органы по труду и социальной защите осуществляют свою деятельность в соответствии с:

Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. №122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г.  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее - Декрет № 18);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от   15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Выявление насилия в семье органами по труду защите происходит при: назначении пособий, пенсий, государственной адресной социальной помощи (далее - ГАСП); проверке факта осуществления постоянного ухода за инвалидом 1 группы и лицами, достигшими 80 летнего возраста; подтверждении проживания ребенка в семье и осуществления ухода за ним; предоставлении ГАСП для установления при необходимости наличия трудной жизненной ситуации, дающей право на предоставление единовременного социального пособия, и факта совместного или раздельного ведения хозяйства.

В случае, если гражданин сообщает о том, что переживает насилие в семье, специалисты органов по труду:

  1. мотивируют жертву насилия в семье на обращение в РУВД для написания заявления о факте насилия в семье;
  2. информируют о возможности получения психологической помощи, услуги временного приюта в «кризисной» комнате и иных видов помощи в ТЦСОН, предоставляют, разработанный ТЦСОН, информационный буклет о государственных органах (организациях), общественных объединениях, религиозных организациях, оказывающих помощь в случае насилия в семье;
  3. мотивируют на подписание информированного согласия;
  4. в случае подписания информированного согласия, указывают на нем свое имя, должность, наименование органа по труду и отправляют его в тот же день по факсу или с использованием иных средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо нарочно предоставляется в ТЦСОН;
  5. в любом случае передают жертве насилия отрывной талон к информированному согласию с дополнительной информацией для пострадавших;
  6. в соответствии с пунктом 1 Декрета № 18 обеспечивают информирование органов и учреждений образования о семьях, в которых выявлена неблагоприятная для детей обстановка.

 

  1. Порядок действий специалистов органов и учреждений образования

При оказании помощи жертвам насилия в семье органы образования осуществляют свою деятельность в соответствии с:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП                «О правах ребенка»;

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3                        «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от                     15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Выявление насилия в семье органами и учреждениями образования происходит в ходе изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних на начало учебного года и в течение года, при работе педагогических работников с несовершеннолетними и их семьями по социально-педагогическому и психологическому сопровождению.

Информация о лице, пострадавшем от насилия в семье, может поступить в органы и учреждения образования из следующих источников:

  1. от самого лица при самостоятельном обращении в органы образования за помощью;
  2. от РУВД, организаций здравоохранения, ТЦСОН (при наличии в семье несовершеннолетних детей); органов по труду, иных государственных органов (организаций), общественных объединений и религиозных организаций, от граждан (при поступлении информации о ставших известными фактах домашнего насилия).

В случае, если гражданин сообщает о том, что переживает насилие в семье, работники органов и учреждений образования:

  1. мотивируют жертву насилия в семье на обращение в РУВД для написания заявления о факте насилия в семье;
  2. информируют о возможности получения психологической помощи, услуги временного приюта в «кризисной» комнате и иных видов помощи в ТЦСОН, предоставляют, разработанный ТЦСОН, информационный буклет о государственных органах (организациях), общественных объединениях, религиозных организациях, оказывающих помощь в случае насилия в семье;
  3. мотивируют на подписание информированного согласия;
  4. в случае подписания информированного согласия, указывают на нем свое имя, должность, наименование учреждения образования и отправляют его в тот же день по факсу или с использованием иных средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо нарочно предоставляется в ТЦСОН;
  5. в любом случае передают жертве насилия отрывной талон к информированному согласию с дополнительной информацией для пострадавших.

          При выявлении фактов насилия в семье и наличия непосредственной угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, органами и учреждениями образования направляется информация в РУВД о признаках насилия в отношении несовершеннолетнего для принятия мер реагирования.

Версия сайта для слабовидящих